Теоретические основы эволюции мужских предпочтений в выборе партнера
Чтобы добиться успеха в размножении, нашим прадедам и прадедушкам приходилось связываться с женщинами, которые могли дать им потомство в этот мир. Эти способности, однако, нельзя оценить с первого взгляда, поэтому мужчинам приходилось вырабатывать вкус к женским характеристикам, связанным с репродуктивными ценностями. Эти репродуктивные ценности определяются как количество детей, которое человек данного пола может иметь в будущем. Согласно биологии, у молодых женщин больше шансов на размножение, чем у женщин старшего возраста.
Мужские предпочтения в выборе партнерши
В некоторых отношениях ожидания мужчин близки к ожиданиям женщин. Им нужны умные, здоровые, добрые женщины со схожей системой ценностей, отношением к жизни или религии.
Юный возраст
Молодость – важный аспект в выборе партнера, ведь с возрастом женщина утрачивает свои репродуктивные функции. Женщины хотят, чтобы их партнеры были в среднем на 3 года старше их, а мужчины предпочитают, чтобы женщины были немного моложе их. В западных обществах в период с 1939 по 1988 год опрошенные студенты заявляли, что предпочитают, чтобы их партнеры были моложе их в среднем на 2,5 года. Также исследования, проведенные в 37 странах командой Д. Басса, упомянутой в предыдущей статье , доказали, что мужчины предпочитают, чтобы женщины были моложе их на 2,5 года. Только в Финляндии, Норвегии и Швеции мужчины хотят, чтобы их избранницы были моложе на год-два.
Сравнивая статистику, подготовленную на основе брачных объявлений, было доказано, что чем старше мужчина, тем большую разницу в возрасте он предпочитал. Так, тридцатилетние мужчины искали партнерш на 5 лет моложе, а пятидесятилетние – на 10-20 лет моложе.
Канон красоты
Наиболее заметными внешне видимыми свидетельствами репродуктивных ценностей являются: внешний вид и поведение. Психологи Клелланд и Франк обнаружили несколько универсальных характеристик, соответствующих эволюционной теории красоты. Сюда можно отнести чистый и ровный цвет лица, отсутствие видимых деформаций тела и отсутствие язв как признаков здоровья. Признаками старости были признаны дефекты, в том числе микоз, грязь и неправильные черты лица.
В одном эксперименте мужчины оценивали фотографии женщин разного возраста. Те фотографии, на которых были изображены все более пожилые женщины, классифицировались ниже. Это снижение было отмечено независимо от возраста фотооценщика. Чтобы выяснить, какие лица более привлекательны, Ланглуа и Роггман составили компьютерные модели лиц и попросили их оценить. Результаты были неожиданными, поскольку они показали, что более симметричные лица воспринимаются как более привлекательные.
Другой исследователь, Гангестад и его коллеги, измеряли ширину ступней, рук, а также длину и ширину ушей у многих людей. Оказалось, что оценка привлекательности людей снижалась с ростом асимметрии.
Округлость фигуры и соотношение окружности талии к окружности бедер
Канон красоты меняется вместе с культурой. В одном месте ценится стройная женщина, а в других культурах формы являются синонимом богатства и изобилия. Хотя эти каноны различаются, профессор психологии Девендра Сингх обнаружил общежелательный аспект, а именно соотношение бедер и талии. Согласно его исследованиям, самыми красивыми являются женщины с ярко выраженной талией. Респонденты, которым приходилось оценивать около десятка рисунков женщин, различающихся массой тела и соотношением бедер и талии, чаще всего выбирали фигуру с умеренной массой тела и пропорцией 0,70. Это соотношение было признано и в других этнических кругах.
Тот же исследователь и его коллега провели аналогичное исследование на группе индонезийцев и чернокожих мужчин. Результаты исследования были почти сопоставимы с результатами белой расы. Наиболее привлекательными считались женщины со средней массой тела и низким WHR.
Овуляция
Хотя видимых признаков овуляции нет, а современная наука не располагает доказательствами того, что мужчина может обнаружить овуляцию, есть признаки того, что мужчина может догадаться, когда происходит овуляция. Это очень важный вопрос для мужчин при спаривании, потому что овуляция может свидетельствовать о том, что женщина фертильна и, следовательно, способна производить с ней потомство.
Замечено, что кожа женщины во время овуляции усиливает кровоснабжение, что проявляется здоровым румянцем и становится намного ярче, чем в другие фазы цикла. Во время овуляции уровень эстрогена в организме женщины повышается, что приводит к снижению соотношения бедер и талии, что также является сексуально привлекательным для мужчин.
По данным Д. Басса, в исследовании, проведенном Грамеррой по изучению поведения женщин в отдельные фазы цикла, выяснилось, что женщины, у которых произошла овуляция, чаще подвергались прикосновениям мужчин, и, кроме того, они посылали больше сексуальных сигналов, проявлявшихся в раскрытии большего количества поверхности тела или через специальную одежду.
Это исследование показывает, что женщины, однако, более привлекательны для мужчин во время овуляции, чем те, у кого в данный момент овуляции нет, и что женщины становятся более сексуально провокационными и более доступными во время овуляции.
Целомудрие и верность
Перед нашими древними предками встал непростой вопрос, как убедиться в своем отцовстве. Одним из решений этой проблемы оказался брак, который, обеспечивая регулярные половые контакты на протяжении всего овуляторного цикла, увеличивал шансы мужчины на то, что вынашиваемый им ребенок — его. Брак также позволял хорошо узнать характер супруга, что затрудняло скрытие неверности. Для наших древних предков также было очень важно прочесть исходящие от женщины сигналы, которые могли свидетельствовать о верности. Не умея их читать, мужчина был обречен на репродуктивную неудачу и напрасную трату сил и времени.
Следовательно, у мужчины было два варианта, которые помогли бы ему убедиться в отцовстве. Первым было требование добрачного целомудрия, а вторым было принуждение к сексуальной верности. Супружеское целомудрие давало высокую вероятность того, что избранница будет целомудренной женой, и мужчине не приходилось рисковать тем, что ему придется воспитывать чужих детей.
Последние годы были временем многих преобразований. Однако, согласно исследованиям с участием нескольких поколений населения США, мужчины ценят девственность своих спутниц больше, чем женщины. Исследователи Туби и Космидес обнаружили, что там, где финансовая независимость женщин увеличивается, например, в Швеции, уровень девственности у женщин в день свадьбы также снижается. Там, где женщины получают большую выгоду от брака и существует сильная конкуренция за партнера, процент девственниц в день свадьбы резко возрастает.
Современные мужчины очень ценят верность, как и наши предки. Важную роль здесь играют добрачные контакты женщин. Девственность уже не такой важный показатель, но мужчины обращают внимание на то, сколько партнеров было у избранницы до брака. Мужчины делают вывод, что чем больше у женщины партнеров до замужества, тем выше риск измены или неверности. Басс и Шмидт в своем исследовании, проведенном в США, доказали, что верность входит в число 67 характеристик, определяющих ценность постоянного партнера. С другой стороны, неверность считалась крайне нежелательной чертой будущего супруга.
Влияние контекста на выбор партнера
Чаще всего мужчины уделяют много внимания молодости и красоте кандидатки в партнерши. К сожалению, не все, особенно те, кто не имеет высокого социального положения или ресурсов, способны заполучить именно такую женщину. Как показывает история, короли или богатые магнаты общались с более молодыми женщинами, чем с бедными мужчинами. В марокканских гаремах молодые, плодородные женщины были крайне желанны, но по достижении ими 30-летнего возраста их изгоняли из них и отправляли в гарем более низкого ранга, а их место занимали более молодые кандидатки.
В настоящее время на примере Америки можно наблюдать, что состоятельные мужчины имеют больше шансов реализовать свои желания и предпочтения в партнерше своей мечты. Многие исследования, направленные на проверку связи между профессиональным положением мужчины и привлекательностью его жены, выявили, что у тех, кто занимает высокое профессиональное положение, гораздо больше возможностей найти более привлекательного партнера, чем у других. Исследователь Карл Грэммер на основе компьютерного исследования спаривания доказал, что чем больше мужчины зарабатывают, тем более молодых партнерш они ищут. Однако не все мужчины занимают высокое социальное положение или обладают значительными материальными ресурсами, и им обычно приходится довольствоваться партнершей чуть старше.
Рекламная индустрия, основанная на мужских предпочтениях, очень эффективно использует их при создании рекламных объявлений, благодаря чему повышается уровень их эффективности. Следовательно, в них используется обаяние красивых и молодых женщин. Эти образы, однако, имеют специфическое влияние на выбор партнера и могут негативно сказаться на оценке того, с кем мы находимся в отношениях. Было проведено исследование, в ходе которого одной группе мужчин показывали фотографии женщин средней красоты, а другой группе — фотографии красивых женщин. Те мужчины, которые просматривали фотографии красивых женщин, оценивали своих партнерш как менее привлекательных, чем те, кто просматривал фотографии обычных женщин. Они также утверждали, что отношения с их партнером не приносили им полного удовлетворения, и они чувствовали себя неудовлетворенными текущими отношениями. Это создает нездоровую конкуренцию между женщинами. который будет соответствовать созданному изображению, увиденному в рекламе или в газете. Следовательно, число случаев анорексии и пластической хирургии увеличивается, как говорит Басс в «Эволюционной психологии».
Влияние мужских предпочтений на фактический выбор партнерши
Одним из главных предпочтений при выборе партнерши является ее возраст и красота. Поэтому можно предположить, что мужчины, которым нравятся такие женщины, будут реагировать на них сильнее. Исследователи Бэйз и Шредер решили проверить, насколько влияние мужского совершенства совпадает с фактическим выбором партнера на основании брачных объявлений. Они наблюдали определенные закономерности как у женщин, так и у мужчин. Люди, подчеркивавшие физическую привлекательность вне зависимости от пола, получили больше писем. Женщинам, конечно, досталось намного больше. Кроме того, те женщины, которые упомянули в рекламе сексуальное влечение, получили больше откликов, чем те, кто не упомянул этот аспект. На основании этого исследования можно сделать вывод, что
Брачные решения также подтверждают принцип, согласно которому мужчины с возрастом охотнее выбирают более молодых женщин. Эти тенденции видны во всем мире и происходили на протяжении веков. По словам Лоу, церковные записи Швеции девятнадцатого века доказывают, что мужчина, вступающий в новые отношения после развода, выбирал в среднем женщину на 10 лет моложе. Данные, собранные сегодня из различных сообществ, подтверждают разницу в возрасте между супругами. В среднем это 2,5 года, а в случае с Польшей, по словам Бусса, 5 лет.
Теперь давайте посмотрим, как предпочтения мужчин в создании пар влияют на тактику соблазнения женщин. В одном из своих экспериментов Басс проанализировал 101 способ привлечь партнера. В одной группе студенты описали тактику приобретения партнера, а в другой замужние женщины прокомментировали, как они завоевали мужа. В обеих группах преобладала очень похожая тактика, основанная на уходе за телом, подчеркивании своих достоинств в красоте, соблюдении диеты, нанесении макияжа или прически. В другом исследовании тот же ученый проверил реальную эффективность методов лечения, которые используют женщины, чтобы заполучить мужчину. Эти исследования подтвердили, что предпочтение мужчинами женской внешности влияет на тактику соблазнения, используемую женщинами.
Другие исследователи, такие как Тук и Камира, проверили эффективность тактики введения в заблуждение на противоположном поле. Выяснилось, что женщины чаще, чем мужчины, использовали тактику изменения внешности, чтобы предстать в свете более привлекательным, чем природные ресурсы. Самой распространенной тактикой были животы рядом с мужчинами, окрашивание волос, ношение контактных линз, меняющих цвет радужной оболочки, изменение прически или выбор черного цвета для стройности фигуры.
Таким образом, можно сделать вывод, что женское поведение во многом диктуется мужскими предпочтениями. Женщины также принимают их во внимание, соревнуясь с другими представителями того же пола. В исследовании Басса и Деддена студенток попросили оценить эффективность способов обесценивания соперницы. Женщины сочли насмешку над внешностью соперницы эффективным приемом. Еще более действенным методом в оценке респондентов оказался вопрос о верности соперницы в виде навешивания на нее незакрепленных ярлыков, с кем она ложится.
Теги: тактику соблазнения,изменение прически